После успехов на фестивалях "Театральный Донбасс" и "Тернопiльськi театральнi
вечори" прошлых лет, когда спектакли Северодонецкого театра собирали все
мыслимые и немыслимые премии и дипломы, результат этого года кажется скромным
- вторая премия за лучшую режиссуру на фестивале " Тернопiльськi театральнi
вечори "-2000 (первая премия не при-суждена никому). Но это только на
первый взгляд. Спектакль "Путешествие в открытом сердце" (инсценизация
О.Александрова по мотивам романа А.Платонова "Чевенгур") заставил говорить
о себе и критику, и публику. После участия в предыдущих фестивалях от
театра ждут талантливых, филигранно отточенных работ - спектаклей, которые
поражали бы новизной, нестандартными решениями. Театр высоко поднял планку
и уже не должен не только опускать ее, но и оставаться на прежнем уровне.
Пока режиссеру и актерам это удается. Сейчас уже можно сказать, что северодончанам
удалось весьма достойно представить на Всеукраинском фестивале не только
свой театр и город, но и вообще театральное искусство Восточной Украины,
поскольку, кроме нашего, с Левого берега Днепра театров в Тернополе не
оказалось. Мы были также и единствен-ным русскоязычным театром. Как считает
и.о. директора, главный режиссер театра О. Александров: "Задачу свою мы
выполнили. После успеха спектакля на региональном фестивале "Театральный
Донбасс" мы проверили на всеукраинском уровне качество сделанного нами.
Среди 20 спектаклей, представленных театралами Украины, мы получили диплом
и вторую премию за режиссерское решение спектакля, а также приглашение
на международный фестиваль "Славянские встречи" в Чернигове, в котором
участвуют театры России, Беларуси и Укра-ины, и на фестиваль молодой дра-матургии
в Белую Церковь. Были еще интересные предложения и проекты, но говорить
о них рано.
Особенно приятно было почувствовать, что в Тернополе нас ждали зрители,
видевшие в прошлом году "У-рок". Судя по всему, мы не разочаровали их
и в этот раз. Несмотря на то, что спектакль сложен для понимания и восприятия,
очень многие заходили за кулисы, подходили к актерам на улицах со словами
благодарности".
А теперь фестиваль глазами театральных специалистов.
Ростислав Григорьевич Коломиец - начальник управления театров министерства
культуры Украины, кандидат искусствоведения, академик, председатель жюри.
- Ростислав Григорьевич, Ваши впечатления о фестивале " Тернопiльськi
театральнi вечори" этого года, чем он отличается от фестиваля прошлого
года?
- Я бы сказал так... Режиссерские имена повторились, но спектакли были
разные. Ощущается творческий рост. К сожалению, были и рутинные спектакли.
Некоторые молодые режиссеры проявили себя так, как будто сорок лет работали
в самых неинтересных театрах Украины.
- В фестивальном показе участвовали работы нескольких ваших учеников,
вы ими довольны?
- В общем-то, да. В частности, О. Александровым действительно доволен.
Это очень серьезный режиссер, который не разменивается, не старается "взять"
зрителя во чтобы то ни стало, не сбивается на театр-"попсу", работает
вдумчиво, серьезно и очень перспективно. Он создает свой театр. Его почерк
уже сейчас можно узнать. Дай ему Бог иметь в Северодонецке и других городах
такой же успех, как здесь.
- Несколько слов об актерах.
- Что же касается актерских работ... Здесь играет ансамбль актеров, которые
понимают, что они играют. А Платонова очень непросто понять, это такая
концентрация духовности, такая концентрация мысли, которые очень сложно
переложить на театр. Актеры играют осмысленно и осознанно. Они работают
честно, сторонятся фальши, и это выгодно отличает их от актеров многих
театров, в которых исполнители выступают в духе так называемых "традиций".
Наталья Петровна Ермакова - кандидат искусствоведения, театровед, профессор.
- Были для Вас какие-либо неожиданные моменты в ходе фестиваля?
- Были. Я думала, что тернопольская публика будет упорно сопротивляться
вашему спектаклю. Были и другие неожиданности. Я с огромным интересом
увидела новый облик хорошо мне известных черниговских актеров. Я увидела,
как Симферопольский татарский театр, который родился почти на ровном месте
из ничего, теперь из этого самого "ничего" создает полноценные произведения
искусства. На таких фестивалях убеждаешься, что живешь в интересное театральное
время.
- Каких режиссеров Вы выделили для себя?
- Оценка фестивального жюри, отметившая двух режиссеров - О.Александрова
и В.Бакирова, кажется мне верной. Тем более, что я была инициатором этого
среди своих коллег. Разница между ними слишком разительная и принципиальная.
У этих режиссеров абсолютно разные системы подходов, разные критерии.
Общее - только одночестность творческого существования. И это очень хорошо.
Я не представляю себе актеров этих театров, поменявшихся местами, но представляю
их на одном застолье, в одной тусовке. Очень важно, что это уже поколение,
а не отдельно взятые индивиды. Это общность, и это обнадеживает.
Н. ОЛТОРЖЕВСКАЯ
|