Рецензия на "Комедию" В.Рудова
Третий элемент
Одна моя приятельница, студентка филологического факультета, заядлая
театралка и, вообще, умница, как-то призналась мне, что попав после одного
из спектаклей за кулисы, была расстроена до слез. "Представляешь, всего
несколько минут назад на сцене был праздник, актеры сыпали шутками, сверкали
глазами, с сияющими улыбками выходили к зрителям, а за кулисами я увидела
уставших людей, с будничными лицами, говоривших о незначительных бытовых
вещах. Мне стало страшно обидно, я-то ожидала, что за сценой все так же
празднично, интересно и необычно". Что ж, бывает и так. Но я люблю эту
закулисную актерскую жизнь с ее проблемами и радостями.
В ожидании премьеры "Комедии" В. Рудова в постановке С. Козыря (8 июня)
я решила
зайти в актерские гримуборные Северодонецкого театра драмы до того, как
пройдут первые спектакли и как дожди смоют большую часть тревог и сомнений.
Накануне
Оказавшись за кулисами, сразу ощутила, что попала сюда в довольно сложный
момент Актеры после репетиции устало передвигались еще в гриме и .костюмах
и напряженно перекидывались короткими репликами. Подхожу к Сергею Евдокимову,
исполнителю главной роли крестьянина Демы. Лицо сосредоточенное и расстроенное,
этого не может скрыть даже толстый слой грима.
- Сергеи, завтра премьера, что вы ощущаете?
- Я в растерянности.
- С чем это связано?
- Для меня режиссер играет очень большую роль, я ему полностью доверяюсь.
Меня, наверное, обмануло то, что пока шли репетиции, Сергей Григорьевич
говорил: "Все нормально". Я расслабился. А на последних прогонах спектакля
вдруг ушло что-то главное, пропал кураж...
Махнув рукой, Сергей уходит еще более расстроенный, чем был. Понимаю,
его лучше больше не трогать. Попробую поговорить со Светланой Олейник,
она человек открытый и общительный. Подсаживаюсь к зеркалу, где она медленно
разгримировывается. Светлана репетирует роль жены крестьянина Демы - лихой
бабенки Маланьи.
- Светочка, как чувствуешь себя перед завтрашним событием?
- Откровенно? Чувствую растерянность и беспомощность, такого со мной еще
не было.
- Почему?
- После неудачного прогона
- Неужели один неудачный прогон может ввести актрису в такое состояние?
- Не только прогон, но и разбор "по косточкам' после него.
Последние дни перед премьерой - это, конечно, один из самых сложных периодов.
Осторожно пытаюсь узнать, как вообще шла работа над спектаклем, у Павла
Морозова, он исполняет роль Черта, потерявшего смысл жизни.
- Что, очень плохо?
- Ну, ничего, такое бывает иногда. Рог вот оторвался...
- Ну, а вообще, как работалось с Козырем?
- О-о-о, это человек с бурной фантазией и неуемным темпераментом. Он в
прошлом актер и великолепно показывает, Лучше, чем это можно сыграть.
Но, слава Богу, не диктует, что делать надо так, как он.
В гримерку заходит А. Король, в спектакле он играет Жида. Саша торопится,
он живет в Лисичанске и должен успеть на автобус.
- Саша, вы уже в третьем спектакле работаете с Сергеем Григорьевичем,
ваши впечатления о нем? Почему Вы улыбаетесь?
- Честно говоря, устал, хочется поработать с кем-нибудь другим. Его напористость
и темперамент надо еще выдержать, Те, кто работал с ним, знают. Три часа
работаем в сумасшедшем темпе -15 минут отдыхаем, и так каждый день.
- Что было самым сложным в работе над ролью?
- Трудно было поймать речевую характерность, темпо-ритм существования
в роли.
- А что получилось неожиданно легко?
- Как-то сразу нашел легкую походку своего персонажа. И еще быстро получилась
вторая часть монолога, сразу пошла, как по маслу. Может, потому, что представил,
как в этом месте буду "яичко кушать' на каждом спектакле. Ха-ха-ха.
Саша, извинившись, уходит, а к разговору подключается, несколько оживившись,
Светлана. Ей темперамент режиссера и его способность увлекаться процессом
репетиции, не замечая времени, не мешали,
- Как режиссер он меня не закрепощает, я чувствую себя свободно. Есть
режиссеры, работая с которыми, внутренне зажимаешься. Хочешь сделать хорошо,
а не получается. А здесь можно пробовать и ошибаться - не страшно.
- Света, в процессе работы приходили какие-то мысли о себе, коллегах?
- Пожалуй, о своих партнерах... О Сережа Евдокимове. Я смотрела, как он
играет и порой забывала, что это актер. Передо мной был Дема - и все!
Очень удачная работа . И у Павла Ивановича тоже. Я наблюдала, как он двигается
в этой роли, по-моему, очень интересное пластическое решение.
Я прощаюсь с актерами, Завтра премьера.
Премьера
На сцене крошечная хатка, огороженная тыном, и персонажи пьесы в клоунском
гриме и ярких купальных костюмах. Звучит хорошо знакомый сочный донбасский
суржик. Манера игры гротесковая, одним словом - народная комедия, славянский
лубок. Для зрителей спектакль такого жанра на северодонецкой сцене в новинку.
Вначале они присматриваются, прислушиваются, но происходящее быстро захватывает
зал, и он начинает реагировать на каждую шутку и удачный трюк. Люди смеются,
аплодируют, полностью включаясь в действие и становятся полноценными соучастниками
спектакля. В конце, как водится, аплодисменты, цветы, поздравления.
Спешу за сцену. Там вокруг взволнованных актеров толпятся Близкие, друзья
и поклонники. Успеваю поймать за рукав режиссера-постановщика и отвести
в сторону,
- Сергеи Григорьевич, понимаю, что времени у нас мало, но хочу именно
сейчас задать несколько вопросов. Вы удовлетворены тем, что удалось сделать?
- Нет, конечно.
- Что, совсем недовольны?
- Если серьезно, то, в общем, доволен. Из того, что задумывал, удалось
выполнить процентов 50.
- Всего?
- Это немало. Спектакль в процессе реализации теряет очень многое по разным
причинам. Выполнить все, что нафантазировал, невозможно
- Что было самым интересным в работе над спектаклем?
- Освоение нового стиля игры, нового жанра. Было трудно, но нам удалось
справиться. Я благодарен актерам и всем, кто работал вместе с нами.
Возбужденные, оживленные артисты .окружают режиссера, я поздравляю их
с премьерой.
- Ну что, сомнения отпали?
- Не все, но ощущение, что спектакль состоялся, уже есть.
- Перед премьерой было страшновато, а когда появился зритель - стало легче,
реагируют и смеются даже там, где мы не ожидали.
- Да, паника ушла. но полного удовлетворения еще нет. В каких-то моментах
вдруг что-то включается и кусок получается живым, эмоциональным. энергичным.
И публика заводится... Начинаешь понимать, что почти весь спектакль должен
идти на таком градусе. Этого пока не хватает.
Ах, театр, театр... Чтобы произошло чудо - родился спектакль, тебе, кроме
режиссера и актеров, нужен еще один, третий элемент - зритель. Он заставляет
спектакль дышать, вибрировать - жить!
Н. ОЛТОРЖЕВСКАЯ
|